Как научить ребенка безопасности

Written By: Дементьева Светлана - Янв• 30•17

Автор: Светлана Дементьева

За последние несколько лет в разных издательствах успешно издавалась книга «Что делать, если…» Людмилы Петрановской. Это необычная и очень полезная книга как для детей, так и для заботливых родителей, которых волнует вопрос «Как научить ребенка безопасности«.

Конечно кто-то может возразить, мол в школе сейчас дети проходят на уроках «ОБЖ» азы безопасности. Однако хотелось бы заметить, что на уроках рассматриваются совсем крайние ситуации. Так сказать, форс-мажорные. Например, пожар или захват заложников террористами. Не скажу, что детей готовить к чрезвычайным ситуациям не нужно, но хотелось бы заметить, что в обыденной жизни ребенка не так уж и часто происходят пожары и встреча с террористами. Конечно же я очень этому рада. И дай Бог детям всего мира никогда не сталкиваться с такими моментами! Однако в тени остается целая масса опасностей, с которыми дети могут встретиться. И они куда вероятнее, чем описанные ситуации в учебнике «ОБЖ». Например, встреча со злой собакой. Или с незнакомцем, который жаждет показать ребенку симпатичного котенка. А как быть, когда мама успела выйти из транспорта, а ребенок нет. Двери закрылись и началось движение. Представляете какой УЖАС может испытать в подобной ситуации малыш? Или когда малыш зазевался, рассматривая яркую игрушку, и потерялся в большом магазине. Кругом чужие люди. И совсем не понятно что делать и куда бежать. Страшно? Еще как страшно! И этих страхов в душе детей тьма тьмущая! Просто взрослые о них забыли. Либо не догадываются о серьезности вопроса. А про какие-то страхи умудренные жизнью взрослые, говорят, что это мол всё глупости! Смех и только! Чего еще напридумывал про ядовитых пауков?! Не водятся они тут! Однако ребенок ВЕРИТ в обратное! И многие опасения для детей бывают порой серьезными испытаниями!

На мой взгляд подготовить детей вот к таким обыденным и наиболее вероятным ситуациям не менее важно, чем к встрече с террористами. Важно найти нужные и убедительные слова для малышей, чтобы развеять необоснованные страхи и веру в некоторые сказки про ядовитых насекомых, про опасных волшебников, про злых полицейских, врачей, бабаек и т.д. К слову сказать, страшилки появляются в душах детей не просто так. Зачастую сами взрослые придумывают всяких волков, что кусают за бочок.

Часто родители сердятся на безосновательные со взрослой точки зрения страхи, на жалобы, которые выглядят капризами. Между тем дети совершенно искренне верят в монстров, что живут под кроватью и вылезают оттуда в ночное время суток. Верят, что врачи будут резать живот, когда тот заболит. Верят, что черные кошки превращаются в ведьм и приходят к непослушным детям, чтобы уволочь их в свое логово. Даже не знаю почему некоторые взрослые видят в таких страшных фантазиях повод для смеха. А по-моему ничего смешного тут нет.

Есть еще одна реакция взрослых на детские страхи — они начинают стыдить ребенка. «Ты ж настоящий мужик! А мужик должен быть храбрым!» Во вступительном слове к книге Людмила Петрановская очень подробно объясняет насколько вредно воспитывать мужчин таким образом, и почему можно получить прямо противоположный эффект. Неврастениками зачастую вырастают как раз те дети, которым запрещали бояться. Которым нужно было показать любовь взрослых и готовность прийти на помощь в случае опасности. И тут же научить шаг за шагом бороться со своими страхами вместо постоянного насаждения чувства вины и стыда. По сути страх — это природное чувство человека, которое дано ему для самосохранения. Без страха человек скорее всего не выжил бы. По-моему любой грамотный человек знает об этом. Значит все, что нужно — это научить ребенка пользоваться этим чувством правильно и укрощать его, когда в этом появляется необходимость.

Вы конечно можете спросить — КАК? Не все же родители психологи или педагоги по образованию. Согласна. Поэтому предлагаю воспользоваться книгой Людмилы Петрановской «Что делать, если…». Обучение пройдет во время чтения легко и даже весело.

Книга написана в увлекательной форме, оформлена яркими веселыми картинками по темам ситуаций. Детьми книга воспринимается как сказка, а не нравоучения. Читая эту книгу деткам, взрослые будут и сами немножко учиться. Во-первых, они откроют для себя такие детские страхи, о которых даже не подозревали. К тому же за совместным чтением всегда можно провести небольшое исследование собственного ребенка. Например, по ходу чтения спросить «А ты когда-нибудь боялся монстриков?» Конечно же дети поделятся своим жизненным опытом. И тогда, возможно, безоблачная жизнь ребенка покажется не такой же уж и радужной. А во-вторых, взрослые увидят КАК детские страхи можно превратить в укрепление характера ребенка, как научить малыша преодолевать трудности, что делать, когда окружающие обижают, дразнят, не признают и т.д. Словом, взрослые поймут как научить ребенка безопасности.

Людмила Петрановская подробно и очень доступно объясняет шаг за шагом что нужно делать ребенку в какой ситуации. Причем не просто дает указания — «Стой на месте!», а объясняет почему нужно поступать именно так, а не иначе.

Зачем она объясняет? Для осознанности действий. Вспомните, чего человек боится больше всего? Неизвестности. Вот Людмила Петрановская и рассказывает в своей книге что будут делать в сложившейся ситуации родители, животные, насекомые, одноклассники, бандиты, воры и т.д. Почему они так будут поступать. И что желательно делать ребенку в сложившейся ситуации. Почему именно так, а не иначе? А если все-таки сделать иначе, то что тогда? И «тогда» автор тоже описывает, чтобы у ребенка не осталось иллюзий.

В результате перед глазами ребенка складывается очень четкая картинка. И в случае ее воплощения в жизнь, ребенок уже будет готов к правильным действиям. И родители будут знать, что их ребенок проходил нежелательную ситуацию виртуально. Поэтому он знает что делать. Пусть по книжке, но все же знает! А это значит, что вместо паники и страха ребенок будет выполнять четкие инструкции безопасности. Страшно ребенку будет все равно. Но! Поверьте, он преодолеет этот страх, и это будет его первой победой в вопросе укрощения столь неприятного чувства.

А что может быть важнее победы над своими собственными чувствами?!

Мы уже писали про борьбу над страхами в статье «Сказка о страхах«. Именно на сказках дети учатся и получают жизненный опыт человечества. Чтобы ребенок не вырос невростеником, нужно читать сказки в соответствии с его возрастом. Иначе вместо воспитания будут сплошь фобии.

Я рекомендую книгу Людмилы Петрановской для детей от 6 до 10 лет.

В завершении мне осталось лишь привести библиографические данные о книге, которая ответит на вопрос «Как научить ребенка безопасности«

Петрановская Людмила Владимировна Что делать, если…/Художник А.А.Селиванов, ред.А.Ю.Голосовская.- М.: Аванта+, 2010.- 144 с.- (Вопрос-ответ).- ISBN: 978-5-17-077577-4 , 978-5-98986-329-7 

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

One Comment

  1. Каждая мама догадывается, сколько явных и скрытых опасностей поджидает детей на улице, дома, в школе, да и в любом другом месте. Мы не можем постоянно находиться с нашими детьми, поэтому необходимо научить их самостоятельности и элементарным правилам безопасности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Tda1552q схема включения Вязание из мохера спицами схемы и описание Схема открытие арена с местами и рядами Больница 15 схема корпусов Вязаные варежки крючком схемы Схема вышивки петушок Схема китайского блока питания Схема электрического щитка Амигуруми крючком схемы для начинающих Схема подключения стеклоподъемников к сигнализации Стабилизаторы sven схема подключения