Как научить ребенка дружить?

Written By: Дементьева Светлана - Дек• 02•13

Автор: Дементьева Светлана

wolchonok

Как быть, если  у ребенка плохое настроение? Обычно дети переживают, когда у них не складываются отношения с ровесниками. С ними не хотят играть другие дети. Бывает и такое, когда кто-то из взрослых как бы не старался скрыть, а все равно выделяет любимчиков. Ребенок остро переживает такую несправедливость. У него портится настроение. Он злится на любимчиков. Завидует им. Избегает взрослого, у которого он не среди выделяемых. И если рассмотреть каждую отдельно взятую ситуацию, то в большинстве своем, так все сложилось потому, что поведение ребенка по отношению к окружающим его людям неправильное. Не будем спорить о том, насколько я права или не права в своих суждениях. Речь в этой статье пойдет не о причинах сложившейся ситуации. А о том, как объяснить ребенку что многое зависит от него самого, и что нужно делать, чтобы наладить отношения с окружающими. Взрослые знают, что для этого нужно быть на позитиве, почаще улыбаться и приходить в чужой дом с миром. Но как это все объяснить ребенку? Как научить ребенка доброжелательности? Как научить ребенка дружить? На каких примерах показать, что даже к тем, кто тебя не любит, стоит относится хорошо, и тогда отношение к тебе самому может измениться в лучшую сторону?

Я предлагаю для решения этой задачи использовать позитивные сказки. Начинать их читать с 5 лет. Кстати, эти сказки помогут не только, когда у ребенка проблемы с общением, но и когда у ребенка  плохое настроение. Какие это сказки? Например, сказка Натальи Анатольевны Гузеевой Приключения Капитошки или Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду, написанная Лилианом Мууром.

По мотивам этих сказок были сняты мультфильмы. Но в мультфильмах сюжетные линии несколько изменены. Например, в мультике про Капитошку не объясняется каким на самом деле был Волчонок и почему он решил стать злым. А в мультфильме про Крошку Енота вместо нескольких главных героев есть только одна обезьянка. Предлагаю почитать детям в какой-то день одну их этих сказок, а потом посмотреть по мотивам мультфильм и вместе с ребенком найти различия между ними. Однако главная мысль и книги и мультика в обоих случаях одинаковая. Вот о ней и стоит поговорить с ребенком.

Давайте возьмем с книжной полки сказку Натальи Гузеевой «Приключения Капитошки«. В момент чтения рекомендую заострить внимание на том каким был Волчонок. Поговорите с ребенком об этом главном герое. Обычно дети говорят, что Волчонок в начале был добрым, а потом стал злым, а потом снова стал добрым. Здесь важно разобраться и помочь ребенку уяснить ПОЧЕМУ происходили эти изменения с Волчонком. Обычно дети догадываются сами. Иногда им родители помогают наводящими вопросами. Вот примерный диалог взрослого и ребенка после прочтения книги:

— А почему Волчонок был в начале добрый?

— Ну, потому что он был хорошим!

— А почему он потом стал злым?

Различные варианты ответов детей:

— Он хотел быть хорошим волком!

— Он любил свою мамочку, а мамочка хотела, чтобы Волчонок был злым!

— Он хотел стать отличником в школе для волчат!

— Потому что волк должен быть злым!

И все эти варианты правильные. Мы будем признательны, если вы опишите свой опыт и пришлете к нам в редакцию.

Дальше взрослый может задать наводящий вопрос:

— А как Волчонок учился быть злым?

— Он читал книгу про злых волков!

— Он смотрел фотографии злых волков!

— Он рычал и хотел быть похожим на злых волков!

Здесь тоже масса вариантов, как отвечали дети. Тут важно понять, что когда взрослый разговаривает с ребенком о прочитанном, он видит ЧТО ребенок запомнил и усвоил. И дальше в этой книге самым важным моментом является обсуждение какой Капитошка, и почему Волчонок вновь стал добрым. Хочу заметить, что когда взрослые набираются терпения и просят детей не только ответить по тексту односложно, но и описать главного героя, то у ребенка развивается речь. Как это происходит? Обычно взрослый предлагает: «Опиши каким был Волчонок» Ребенок отвечает: «Добрым.» Взрослый: «А еще каким?» И ребенок задумывается, подбирает нужные слова. Если ребенку трудно, то взрослый может подсказать, например: «А еще Волчонок был серым, послушным, старательным, читающим…» То же самое с Капитошкой. Капитошка какой? Обычно дети говорят, что он добрый и веселый. Однажды мне сказали, что он радужный и мокрый. В этой сказке хорошо обсудить почему Волчонок подобрел. Потому, что подружился с Капитошкой! А Капитошка был каким?.. И вот вам ответ — хотите, чтобы с вами дружили, старайтесь быть похожими на Капитошку!

Кстати, «Приключения Капитошки» состоят из двух сказок: «Капитошка и Волчонок» и «Капитошка и Ак-шотипак». Прочитайте имя главного героя во второй сказке с конца. Если ваш ребенок осваивает азы чтения, например, он учится в 1 классе, то ему это задание понравится и заинтригует. По окончании чтения можете спросить догадался ли ребенок почему автор так назвал второго героя. Есть ли у ребенка своя версия на этот счет?

В любом случае, с книгой «Приключения Капитошки» можно ребенку объяснить как дружить. Ведь все начинается с понимания и с …улыбки!

enot

А про улыбку, как вы понимаете, можно почитать другую сказку. И называется она  «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Написал ее Лилиан Муур. И здесь важно не просто прочитать книжку, а обсудить с ребенком ключевые моменты. Может быть даже стоит провести аналогию из жизни. Например, с домашним питомцем — кошкой или собакой. Мол почему Шарик на всех рычит, а на соседа дядю Васю нет? Разве потому, что он его хозяин?! Конечно же нет! Все потому, что дядя Вася кормит Шарика, гуляет с ним, играет, моет его и т.д. Я не описываю подробно сюжетные линии сказок, ибо наверняка все наши читатели знают эти сказки. Хотя…многие знают скорее по мультфильмам нежели по книгам. Чтож, тогда родителям будет самим интересно вместе с ребенком уловить разницу между мультиками и книгами.

И в том и другом случае важно, чтобы ребенок ответил на вопросы каким Крошка Енот был в начале сказки и ЧТО он понял в конце? Каким он стал? Почему он смог подружиться с тем, кто сидел в пруду? Задайте ребенку вопрос: «А ты как начинаешь дружбу в садике/школе?» Если у ребенка есть проблемы, то самое время сравнить его с Енотом в начале сказки или показать, что он должен постараться быть похожим на Енота в конце. По крайней мере вы хотя бы попытаетесь научить ребенка дружить.

Желаю вам полезного чтения!

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Схема сборки потолка армстронг Схемы вязания платьев крючком Ктптр 01 схема подключения Радиокот схема соло рп201 3 Современник схема зала фото Схема течений Схема ласточки санкт петербург петрозаводск Uc2842 схема включения Схема подключения спидометра газель Салфетки спицами схемы с описанием Связать пинетки спицами для новорожденных схемы видео