Как научить ребенка дружить?

Written By: Дементьева Светлана - Дек• 02•13

Автор: Дементьева Светлана

wolchonok

Как быть, если  у ребенка плохое настроение? Обычно дети переживают, когда у них не складываются отношения с ровесниками. С ними не хотят играть другие дети. Бывает и такое, когда кто-то из взрослых как бы не старался скрыть, а все равно выделяет любимчиков. Ребенок остро переживает такую несправедливость. У него портится настроение. Он злится на любимчиков. Завидует им. Избегает взрослого, у которого он не среди выделяемых. И если рассмотреть каждую отдельно взятую ситуацию, то в большинстве своем, так все сложилось потому, что поведение ребенка по отношению к окружающим его людям неправильное. Не будем спорить о том, насколько я права или не права в своих суждениях. Речь в этой статье пойдет не о причинах сложившейся ситуации. А о том, как объяснить ребенку что многое зависит от него самого, и что нужно делать, чтобы наладить отношения с окружающими. Взрослые знают, что для этого нужно быть на позитиве, почаще улыбаться и приходить в чужой дом с миром. Но как это все объяснить ребенку? Как научить ребенка доброжелательности? Как научить ребенка дружить? На каких примерах показать, что даже к тем, кто тебя не любит, стоит относится хорошо, и тогда отношение к тебе самому может измениться в лучшую сторону?

Я предлагаю для решения этой задачи использовать позитивные сказки. Начинать их читать с 5 лет. Кстати, эти сказки помогут не только, когда у ребенка проблемы с общением, но и когда у ребенка  плохое настроение. Какие это сказки? Например, сказка Натальи Анатольевны Гузеевой Приключения Капитошки или Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду, написанная Лилианом Мууром.

По мотивам этих сказок были сняты мультфильмы. Но в мультфильмах сюжетные линии несколько изменены. Например, в мультике про Капитошку не объясняется каким на самом деле был Волчонок и почему он решил стать злым. А в мультфильме про Крошку Енота вместо нескольких главных героев есть только одна обезьянка. Предлагаю почитать детям в какой-то день одну их этих сказок, а потом посмотреть по мотивам мультфильм и вместе с ребенком найти различия между ними. Однако главная мысль и книги и мультика в обоих случаях одинаковая. Вот о ней и стоит поговорить с ребенком.

Давайте возьмем с книжной полки сказку Натальи Гузеевой «Приключения Капитошки«. В момент чтения рекомендую заострить внимание на том каким был Волчонок. Поговорите с ребенком об этом главном герое. Обычно дети говорят, что Волчонок в начале был добрым, а потом стал злым, а потом снова стал добрым. Здесь важно разобраться и помочь ребенку уяснить ПОЧЕМУ происходили эти изменения с Волчонком. Обычно дети догадываются сами. Иногда им родители помогают наводящими вопросами. Вот примерный диалог взрослого и ребенка после прочтения книги:

— А почему Волчонок был в начале добрый?

— Ну, потому что он был хорошим!

— А почему он потом стал злым?

Различные варианты ответов детей:

— Он хотел быть хорошим волком!

— Он любил свою мамочку, а мамочка хотела, чтобы Волчонок был злым!

— Он хотел стать отличником в школе для волчат!

— Потому что волк должен быть злым!

И все эти варианты правильные. Мы будем признательны, если вы опишите свой опыт и пришлете к нам в редакцию.

Дальше взрослый может задать наводящий вопрос:

— А как Волчонок учился быть злым?

— Он читал книгу про злых волков!

— Он смотрел фотографии злых волков!

— Он рычал и хотел быть похожим на злых волков!

Здесь тоже масса вариантов, как отвечали дети. Тут важно понять, что когда взрослый разговаривает с ребенком о прочитанном, он видит ЧТО ребенок запомнил и усвоил. И дальше в этой книге самым важным моментом является обсуждение какой Капитошка, и почему Волчонок вновь стал добрым. Хочу заметить, что когда взрослые набираются терпения и просят детей не только ответить по тексту односложно, но и описать главного героя, то у ребенка развивается речь. Как это происходит? Обычно взрослый предлагает: «Опиши каким был Волчонок» Ребенок отвечает: «Добрым.» Взрослый: «А еще каким?» И ребенок задумывается, подбирает нужные слова. Если ребенку трудно, то взрослый может подсказать, например: «А еще Волчонок был серым, послушным, старательным, читающим…» То же самое с Капитошкой. Капитошка какой? Обычно дети говорят, что он добрый и веселый. Однажды мне сказали, что он радужный и мокрый. В этой сказке хорошо обсудить почему Волчонок подобрел. Потому, что подружился с Капитошкой! А Капитошка был каким?.. И вот вам ответ — хотите, чтобы с вами дружили, старайтесь быть похожими на Капитошку!

Кстати, «Приключения Капитошки» состоят из двух сказок: «Капитошка и Волчонок» и «Капитошка и Ак-шотипак». Прочитайте имя главного героя во второй сказке с конца. Если ваш ребенок осваивает азы чтения, например, он учится в 1 классе, то ему это задание понравится и заинтригует. По окончании чтения можете спросить догадался ли ребенок почему автор так назвал второго героя. Есть ли у ребенка своя версия на этот счет?

В любом случае, с книгой «Приключения Капитошки» можно ребенку объяснить как дружить. Ведь все начинается с понимания и с …улыбки!

enot

А про улыбку, как вы понимаете, можно почитать другую сказку. И называется она  «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Написал ее Лилиан Муур. И здесь важно не просто прочитать книжку, а обсудить с ребенком ключевые моменты. Может быть даже стоит провести аналогию из жизни. Например, с домашним питомцем — кошкой или собакой. Мол почему Шарик на всех рычит, а на соседа дядю Васю нет? Разве потому, что он его хозяин?! Конечно же нет! Все потому, что дядя Вася кормит Шарика, гуляет с ним, играет, моет его и т.д. Я не описываю подробно сюжетные линии сказок, ибо наверняка все наши читатели знают эти сказки. Хотя…многие знают скорее по мультфильмам нежели по книгам. Чтож, тогда родителям будет самим интересно вместе с ребенком уловить разницу между мультиками и книгами.

И в том и другом случае важно, чтобы ребенок ответил на вопросы каким Крошка Енот был в начале сказки и ЧТО он понял в конце? Каким он стал? Почему он смог подружиться с тем, кто сидел в пруду? Задайте ребенку вопрос: «А ты как начинаешь дружбу в садике/школе?» Если у ребенка есть проблемы, то самое время сравнить его с Енотом в начале сказки или показать, что он должен постараться быть похожим на Енота в конце. По крайней мере вы хотя бы попытаетесь научить ребенка дружить.

Желаю вам полезного чтения!

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Образец запроса в налоговую об открытых счетах Лендинг пейдж окна образец Скачать форму резюме на работу образец Журнал обхода территории образец План допроса образец Договор купли продажи квартиры от застройщика образец Путевой лист автокрана образец заполнения Договор купли продажи медикаментов образец Протокол судебного заседания по гражданскому делу образец Карта диспансерного наблюдения 030 у образец М 11 требование накладная